Детско - взрослое сообщество - это объединение субъектов (педагогов, детей, их родителей) на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью и поддержкой друг друга с целью развития профессионализма педагогов, педагогической культуры родителей, успешной социализации и самореализации ребенка.
Практические материалы по организации тематических встреч детско - взрослого сообщества "Исследуем мир вместе"
Встреча «Космическое путешествие»
Цель: развитие познавательного интереса детей и взрослых к изучению космоса. Укрепление детско – родительских отношений
Задачи:
Образовательные:
- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Развивающие:
-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию, воображение (Образовательная область «Познавательное развитие»)
- развивать речевую деятельность и активизировать словарь (Образовательная область «Речевое развитие»)
Воспитательные:
- воспитание активности, инициативности; умение работать в паре со взрослым
(Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Материал:
Ноутбук, карта звёздного неба, для опытов - контейнер с манкой и пластилиновые шарики, глобус, настольная лампа
Раздаточный материал:
Листы бумаги, фломастеры
Предварительная работа:
Беседы о космосе, Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций о космосе.
Примерный ход встречи:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня предлагаю отправиться в новое путешествие вместе со своими мамами. Сначала нужно расшифровать шифровку. А мамы нам в этом помогут.
На столе вразброс буквы: К, О, С, М, О, С.
Задание «Составь из букв слово»
После того, как дети составили слово, буквы на экране ноутбука передвигаются, и получается слово «Космос».
Воспитатель: Клепа для своего журнала собирает информацию о космосе и просит нас мочь в этом. Согласны?
-Что такое космос? Космос – это пространство вне Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос! Космос – это Вселенная!
Задание «ВОПРОС – ОТВЕТ» Вопросы задаются по очереди взрослому и ребенку. Если ребенок не отвечает, то вопрос адресуется его маме.
1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)
2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
3. Какую планету называют красной? (Венера)
4. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)
5. Какая планета самая маленькая? (Меркурий)
6. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)
7. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)
8. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
9. Какое состояние испытывают космонавты в космосе? (невесомость)
10. Специальный костюм космонавта (скафандр)
Воспитатель: Замечательно показали хорошие знания можно лететь к звездам. На чём мы отправимся в полет? (на ракете) Ребята а вы знаете почему ракета поднимается?
Давайте проведём опыт (опыт с воздушными шарами)
Воспитатель. Вот мы и в космосе, на космической станции. Космическая буря перепутала все планеты.
-У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей поверьте с орбиты свернуть.
Задание «Разложи планеты правильно»
Дети и мамы вместе на макете «Солнечная система» раскладывают планеты по своим орбитам.
Воспитатель: Дальше мы с вами летим на Луну. Что такое Луна? (спутник Земли)
-Почему Луна не падает на Землю? (Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите) .
-Что вы видите на поверхности Луны? (ямы – кратеры) От чего они произошли? (от ударов о лунную поверхность метеоритов)
-Хотите посмотреть как они получились?
Опыт “Метеоритные кратеры”
Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Ответы детей) .
Мама: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.
Воспитатель: Наша новая остановка – Солнце.
-Солнце – это планета или звезда? (звезда)
-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)
-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)
-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)
-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)
Воспитатель: Еще Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток
Опыт «День - ночь»
На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.
Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь
Опыт «Зима – лето»
На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.
Дети: Если Земля обращается к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.
Воспитатель:
-Посмотрю сейчас на небо
Я в огромный телескоп
И увижу то, что раньше
Я увидеть бы не смог.
-Что вы видите? (карту звездного неба)
- Сегодня особенно хорошо видны звезды.
Задание «Нарисуйте по точкам созвездие и соотнесите их с образом».
Дети выполняют задание, потом рассказывают какое созвездие у них получилось (звучит космическая музыка)
Воспитатель:
Наше путешествие подходит к концу, вам было интересно? Кто узнал, что новое для себя? Какое задание понравилось выполнять?
Клёпа собрала много интересного материала о космосе и опубликовала его вот в таком журнале, который она оставляет для чтения.
Ожидаемые результаты:
- дети уточнили свои знания о космосе ,планетах, звёздах, созвездиях
-дети закрепили умение действовать в паре со взрослым.
Встреча: «Каменные загадки»
Цель: развитие познавательного интереса к изучению камней и их свойств, укрепление детско – родительских отношений.
Задачи:
Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь. Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранит, агат. Выполнять задуманное до конца.
Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, гуашь, кисти, салфетки, заготовки из гипса по количеству детей.
Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.
Примерный ход встречи:
Воспитатель: - Нам хозяйка медной горы оставила видео - письмо давайте посмотрим .
Хозяйка горы: Здравствуйте, дети! Я - хозяйка горы. Узнала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой маг превратил все мои камни самоцветы в золу, и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства колдовство не рассеются.
Воспитатель: Ну что же, ребята поможем? Поспешим ,в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Дети с мамами подходят к столу. На столе лежат камни разные. Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются (ответы детей). Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Воспитатель показывает камни и знакомит с названиями детей.
Индивидуальная работа с несколькими детьми. - Катя посмотри на этот камень он называется? Опиши его какой он (ребенок описывает форму, цвет, окрас, размер)
А теперь давайте теперь проведём несколько опытов:
1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).
2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки. Проводим эксперимент на 2 – 3 камнях).
Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? (ответы детей)
Молодцы, а теперь давайте поиграем!
Физминутка.
Вот идем мы по дороге (ходьба на месте)
Иу нас устали у нас ноги.
Мы нагнемся раза три (наклоны из стороны в сторону)
Повернемся раза три (повороты из стороны в сторону)
Руки к солнышку потянем (руки в верх потянуть)
На носочки сразу встанем (встать на носочки)
А теперь уже присядем (присесть на корточки)
Повторить 2 - 3 раза.
Воспитатель: - А теперь друзья проходите за наши столы и посмотрите, что у нас здесь лежит интересное. Перед вами круглые, овальные камни.
И сегодня мы с вами будем раскрашивать их в разные цвета. Хотите, что бы они были яркие и красивые. Дети с мамами выбирают «камни» которые нравятся и раскрашивают по своему желанию.
Выставка работ - Посмотрите ребята, какие у нас красивые камешки получились!! Что мы сегодня делали? (ответы детей) Дети, вам интересно было сегодня? (ответы детей)
Ребята Хозяйка горы благодарит вас за помощь, угощает конфетами «морские камушки».